Экзамен я сдавал в Москве, в Британском Совете 16-го сентября. Мой результат:
Listening -8.5; Reading - 7.5; Writing - 7; Speaking - 7.
Мой уровень до подготовки.
Чтение. Свободно читаю художественную
литературу - (S.King, T.Pratchett, R.L.Asprin, M.Criсhton, A.Hailey etc.),
периодику, техническую литературу.
Устное общение. Три года назад 7 месяцев
учился в Австралии (в Swinburne University of Technology и Hawthorn Institute of
Education). Потом, по приезду на родину, еще некоторое время эпизодически
приходилось общаться на английском, правда, с немцами. И вот уже года два, как
разговаривать было совершенно не с кем.
Письмо. Примерно 50% переписки через
Интернет - на английском. Был опыт написания всяческих assessments по
Маркетингу, Финансам, Менеджменту, но это было тогда, в Австралии.
Подготовка.
К чтению я совершенно не готовился. Правда, я был
предупрежден про коварство Not Given. Классический пример: утверждение -
"Курение, как правило, приводит к раку легких", вопрос - "Приводит ли курение к
раку легких? Yes, No, Not given". Правильный ответ - "Not given". Ключевые слова
- "как правило".
Аудирование. Сделал тесты из "Cambridge Practice Tests for
IELTS" - спасибо автору данного сайта за предоставленную возможность! После
каждого теста подсчитывал баллы исходя из того, что 100% правильных ответов - 9
баллов. Ниже 6,5 не получалось.
Сочинения. Мне казалось, что это будет самым
сложным заданием. Попробовал написать письмо в rental agency о том, что у меня
не работает система отопления - с трудом выдавил из себя 130 слов. К тому же
оказалось что я совершенно разучился писать ручкой по бумаги - получались такие
каракули, в которых с великим трудом узнавался мой подчерк времен студенчества.
То самое письмо в rental agency я переписывал раза три, пока не достиг
приемлемого результата. Попутно открыл для себя, что нужно хотя бы немного
пофантазировать на заданную тему, например не просто упомянуть что не работает
обогреватель, а описать его тип (газовый, с электроподжигом), в чем, конкретно,
проявляется неисправность (я ручку кручу, а искры-то и нет!) ну и т.д.
Потом
я написал сочинение на тему неисправного плеера, купленного накануне, подробно
описав с каким хрустом тот жевал кассету и не желал отдавать ее обратно -
получилось около 160 слов (при том, что в положенные 20 минут я укладывался
запросто). На этом я успокоился и перешел ко второй части - рассуждения на
заданную тему. Взял первую попавшуюся мне на глаза (по-моему на форуме Чегоряна) - "за и
против школьной формы". Оказалось, что писать подобные рассуждения для меня
легче, чем формальное письмо. Уложился в 40 минут, написал тучу слов (введение,
основная часть, заключение, параграфы, вводные слова - это само собой), прочитал
- остался доволен и решил что в оставшиеся 3 дня про английский я просто забуду
(к тому же у меня на 17 назначены были экзамены по MCSE).
Собственно сдача.
Процедура сдачи экзамена описана уже достаточно подробно, тем не
менее-
Listening, Reading, Writing мы сдавали где-то на четвертом, по-моему
этаже в правом крыле. После Listening без перерыва Reading. Потом, через 10
минут - Writing.
В начале заполнили шапку answer sheet - фамилия, имя, дата
и еще что-то (по-моему, номер версии теста). Заполнять нужно только карандашом.
Listening.
Бумбоксов было аж два. Вначале попробовали звук на одном из
них - не понравился. Подключили другой. Долго регулировали уровень громкости -
то не слышно на задних рядах, то слишком громко в передних. В конце концов
пришли к компромиссу. Парня с заднего стола, которому было на слышно, пересадили
за стол экзаменатора, а громкость убавили. Я сидел за предпоследним столом и
мне, в общем-то, было слышно нормально. Показалось только что слишком много
низких частот, поэтому приходилось слегка напрягаться чтобы разобрать что ж там
говорят.
Первое упражнение было - заполнить пропуски в расписании лекций
(числа, спеллинг фамилий).
Следующее - на плане здания указать условные
обозначения комнат. Нужно четко ориентироваться в "право", "лево", "прямо",
"мимо", "вдоль", "рядом" - в общем несложно.
Третье упражнение было
посложнее - мы прослушали лекцию о том, как важно выяснить при приеме на работу
умеет ли кандидат работать в коллективе. (Что такое "fit in") И что для этих
целей используют специальные анкеты. Нужно было как вставить нужные слова в
пропуски, так и выбрать ответ на вопрос "А, собственно об чем речь
то?"
Четвертая часть - нам рассказывали как из бумаги делать головные уборы.
Там были картинки разных шапок (A, B, C, D...). Говорили "Катя сделала такую и
такую шляпу". Ну и напротив имени Катя нужно было написать соответствующую
букву. Я только подумал "Холява!" - как тут же пропустил описание последней
шапки. Мораль - не отвлекаться и не расслабляться!
Ответы писали в буклеты,
потом нам дали 10 минут, чтобы перенести их на answer sheet.
Reading.
Начав заполнять ответы в буклете и пройдя примерно 1/3 пути я понял, что на
то, чтобы перенести их в Answer sheet времени может не остаться, поэтому стал
писать сразу в answer sheet. Тексты были легкими, но один из них был достаточно
объемный.
Первое упражнение было по аннотации к лекарству. В легкое
замешательство меня привел следующий момент. В тексте было "Начав принимать
лекарство, вы должны продолжать принимать его, если противоположное не
рекомендовано вашим врачем". Вопрос был - "почувствовав себя лучше, должны ли вы
прекратить прием лекарства". Соблазн был ответить "No", но, подумав немного, я
склонился к "Not given" - до сих пор не уверен, что это правильно.
Следующее
задание было связано с поступлением в вуз. Был дан информационный буклет с
различными графами и текстами. Все просто.
Последнее задание было по
большому тексту посвященному добычи угля и окружающей среде. Масса упражнений -
озаглавить текст, озаглавить отдельные абзацы, выбрать "true, false, not given"
на различные утверждения и ответить "А, вообще, мы о чем говорим-то?"
Многие
жаловались потом, что им просто не хватило времени прочитать и понять весь
текст.
Writing.
Это оказалось самой простой частью задания (нет, что ни
говорите, готовиться к сдачи теста все же полезно). Темы оказались, как теперь мне стало известно, точно такие же как
и некоторое время назад "У вас возле дома растет дерево, которое приносит вам
некоторые неудобства. Описать какие именно, попросить прислать специалиста и
спросить скока будет стоить устранение этих самых неудобств" и "За и против
содержания домашних животных (таких как собаки и кошки) в крупных городах".
Я написал оба сочинения за 45 минут. Первое - около 170 слов, второе - более
310 (дальше считать было лень).
Темы, на мой взгляд, были просто сказочными!
По первой я написал про то, что при непогоде ветки стучат в окно, которое,
на самом деле, окно спальни моего маленького сына, и если это происходит ночью,
то он пугается и не может заснуть и т.д. Вторая проблема связана с тем, что одна
из ветвей растет в непосредственной близости от линии электропередач, blah,
blah, blah ... Я был бы рад, если бы можно было обойтись спиливанием
соответствующих ветвей, но если нужно пилить все дерево, то что-ж, се ля ви!
Слезно просю прислать Специалиста и вообще, how much?
Ну а про животных я уж
развернулся - пишу, а мысли в голове - одна за другой выскакивают. Написал бы
больше, да место на листочке закончилось. Помню, заключение у меня было такое
пафосное - люди мы или не люди, в конце-концов, чтобы вот так обижать друзей
наших меньших и не пущать их жить подле нас, как это было испокон веков.
Поставил в конце восклицательный знак (чуть карандаш не сломал), выдохнул и
подумал "Все! Отмучился. Собеседование - халява!".
После окончания Writing
нам продиктовали время, когда явиться на собеседование и объяснили, где оно,
собственно, будет.
Оказалось что мне ждать еще 2 часа. Вначале я немного
прогулялся до метро, съел хоть-дог, потом вернулся обратно, взял в гардеробе
Moscow Times и пошел к указанному месту. Там (возле ресепшн) есть кресла и
журнальный столик. Оставшееся время я провел, пролистывая газету и общаясь с
другими экзаменуемыми. Оказалось, что примерно половина народу собирается ехать
в Новую Зеландию, две девушки сдавали экзамен просто так, чтобы доказать кому-то
что они знают английский. Остальные, как и я своей целью видят Австралию.
Процесс приглашения к собеседованию выглядел так. Предыдущий кандидат
выходил и говорил - следующий.
Потом настала моя очередь. Вошел,
представился. Собеседование проводила женщина средних лет с труднозапоминаемым
именем. Включили магнитофон, начали разговаривать про жизнь. О, вы работаете на
такую-то фирму - компьютеры, правильно? А офис у вас там то и там то - это такой
современный комплекс неподалеку? А в чем заключается ваша работа... Ну и так
далее. Про работу, про семью, про Австралию. Потом была тема - спросить про
условия получения concession card, дающей право скидки при пользовании
общественным транспортом.
В общем то я понимал все, что она говорила, но
самому что либо сказать оказалось неожиданно сложно. Хотя я, конечно,
поддерживал разговор, задавал нужные вопросы, тем не менее был собой жутко
недоволен - раньше я разговаривал гораздо лучше. Сказывается недостаток живого
общения.
Вот, собственно, и все!
Да, хочу еще добавить, что результаты
теста ну совершенно не соответствуют моему внутреннему ощущению от их сдачи - то
есть получается что воспринимаю на слух английскую речь я лучше, чем читаю!..
Виктор Орлов
ncr_stavropol(=at=)s-service.ru