Сдавал 20 июня 2001 года в Британском Совете, в Москве. Результаты: Listening -- 7.5, Reading -- 7, Writing -- 7, Speaking -- 6.
Волновался? Еще как! Пришел минут на 15 по-раньше, чтобы посидеть в скверике, что между Яузской и Николоямской улицами -- он находится на возвышении относительно площади и этих улиц, поэтому там довольно тихо и можно отдохнуть на единственной :) скамейке, собраться с мыслями перед экзаменом.
Народ ожидал начала теста в помещении, что напротив reception -- и правильно -- ветер, дождь или снег не располагают к прогулкам у порога Британского Совета :)
Listening.
1. Диалог двух студентов -- парень и девушка только что приехали на новый учебный год в университет. Обсуждают свои учебные планы -- кому что нравится или не нравится, потом разговор переходит на то, кто где живет и как приходится добираться до университета. Тоже обсуждают, что хорошо и что плохо там, где они живут. Под конец парень приглашает девушку к себе в гости на ужин, который он сам и приготовит. Вот здесь, единственный раз за весь listening прозвучал номер телефона. Больше не было ни спеллинга имен или фамилий, адресов и тому подобного, чем изобилуют различные пособия по подготовке -- скорее всего, нам просто попался такой вариант. Но и без спеллинга там было достаточно трудных мест.
2. Вторая часть, в которой женщина-радиообозреватель рассказывает о своих впечатлениях от посещения четырех зоопарков. На мой взгляд, очень трудная часть -- говорила она быстро, в тексте было довольно много незнакомых мне слов, хотя большинство я все же узнал :)). В задании требовалось вставить слова или фразы из ее рассказа, вписать цену билета для взрослых, детей и пенсионеров (несколько раз она просто называла цифру, а в одном случае сказала, что цена детского билета в 2 раза меньше цены взрослого, соответственно, надо было запомнить, сколько стоил «взрослый» билет, разделить его цену на 2 и аккуратно вписать ответ в свою клеточку :)), а также указать оценку, которую она поставила одному из зоопарков в своем обзоре.
3. Третьей частью была радиопередача, где ведущий беседовал со студентами университета -- все они разного возраста, учатся на разных факультетах. Разговор шел о том, почему они выбрали именно этот факультет, зачем вообще пришли учиться, что нравится, что не нравится. Задания были -- вписать имена и/или возраст нескольких участников разговора; обвести 2 пункта из списка вариантов и еще что-то (уже не помню :)).
4. Четвертой частью был рассказ о старейших британских университетах -- сравнивались их истории, социальный состав учеников, каких успехов добились выпускники, а также проблемы и достижения образования на современном этапе. Мне точно во время подготовки попадался этот текст в качестве составной части Reading, так что предмет в целом был знаком, но -- одно дело читать, а совсем другое -- слушать :). Ответы в основном состояли в заполнении пропусков в тексте вопросов.
Пара слов по про сдачу Listening --
- старайтесь хотя бы бегло просмотреть вопросы к той части, которая Вам предстоит (обычно дают секунд 30 на ознакомление с вопросами) -- тогда Вам будет значительно легче, ведь Вы уже примерно знаете, о чем пойдет речь.
- просматривайте вопросы хотя бы на один вперед от того, на который Вы только что ответили.
- не паникуйте, если что-то пропустили (очень часто это Вам только кажется :) и вскоре Вы услышите ответ на этот вопрос). Тем более, не фиксируйтесь на каком-то одном вопросе, слушайте дальше.
- будьте внимательны при записи ответов -- если требуется вписать цену чего-либо, то обязательно напишите знак валюты перед числом. Если написано -- "используйте не более 3 слов", значит так и должно быть.
- и последнее -- если Вы все же что-то пропустили и не знаете ответа на какой-нибудь вопрос, попробуйте угадать его: впишите тот вариант ответа или слово (слова), которые, по Вашему мнению, лучше подходят по смыслу. Ведь за неправильные ответы балл не снижается, а вероятность угадать правильный ответ все же есть :)
Reading.
После совсем небольшого перерыва (минут 10) Вы получите буклетики с заданием для чтения и начнется вторая часть экзамена. Вот что было у нас:
1. Коротенький текст про туннели под Ла-Маншем и поезда, которые ходят там. Вопросы довольно простые -- как часто ходят, что возят, откуда и куда, надо ли билеты заказывать заранее и т.п.
2. Объявления о культурных событиях (выставках, фестивалях и т.п.). Нужно было указать какие события следует посетить тем, кто хочет "посмотреть на работу художников", "ознакомиться с историей фестивалей" и т.д. Можно было на один вопрос давать несколько ответов, если они подходят под требования -- здесь, как мне кажется, и есть основная сложность -- можно легко ответить неправильно, как не указав второй вариант, так и вписав лишний там, где его не должно было быть.
3. Большое (на страницу) объявление о службах и сервисах, доступных студентам в университете. Соответствующие вопросы -- если Вам нужно то-то и то-то, куда Вы обратитесь? А сколько стоит такой-то курс? А куда Вы пойдете, если у Вас что-нибудь заболит?
4. Огромный текст про библиотеку звуков в Британской национальной библиотеке -- абзацы пронумерованы -- надо было найти соответствия названиям, указанным в вопросах. Другие вопросы про дату создания первой записи в библиотеке, что было записано и когда, какие самые странные звуки хранятся в библиотеке и т.д. Большинство ответов должны были быть в форме "TRUE"/"FALSE"/"NOT GIVEN".
Что можно сказать в заключение по этой части --
- не уверен, что поможет "пробегание глазами" всего текста задания перед ответом на вопросы, но вот умение быстро читать действительно поможет -- сначала внимательно и быстро прочитываете текст, потом внимательно читаете вопросы и (уже зная текст) быстро находите ответы. Можно, конечно, и наоборот -- сначала прочитать вопросы, но, по-моему, это сработает только на коротких текстах.
- аккуратнее с ответами на вопросы. Наверно, когда Вы готовились, то заметили, что "типовые" ответы имеют разный вид -- в одном случае это может быть "TRUE"-"FALSE"-"NOT GIVEN", а в другом -- "YES"-"NO"-"NOT GIVEN”. Поэтому, чтобы давать правильные ответы, внимательно читайте вопросы :))).
Writing.
Нам дали довольно много времени на перерыв -- почти 40 минут, хотя по плану должно быть не больше 15-ти, но, видимо, на то были какие-то технические причины. Так что мы успели слегка перекусить и подышать свежим воздухом. Во всяком случае, успокоиться после марафона из Listening+Reading вполне можно было.
Сдавали в другом классе, который внутри ничем не отличался от первого. Расселись на те же места, что и раньше, экзаменатор засекла время начала. Оно было записано на доске вместе со временем окончания -- для нашей ориентировки -- к этому моменту мы уже напряженно скрипели карандашами по бумаге :).
Для сочинений выдается двойной лист примерно А4 формата. Первую страницу (почти половину) занимает место под информацию о кандидате. Под Task 1, таким образом, остается полторы страницы, а под Task 2 -- целый лист. Кроме этого, у Вас есть желтый лист А4 с заданием, на котором можно набросать план, или сделать какие-нибудь заметки.
1. Поскольку я сдавал General Training Test, то первым заданием у меня было -- "Напишите рекомендательное письмо Вашему другу, который устраивается на работу с иностранными студентами". Дело в том, что я очень опасался за то, что не успею написать второе задание (все-таки не менее 250 слов! :)), а кроме того, с ходу в голове ничего про друга не появилось, поэтому я взялся за Task 2 -- «Во многих странах мира в полный рост встает проблема траффика на дорогах. Опишите их и предложите пути их решения в вашей стране.» Примерно 3-4 минуты у меня ушло на написание плана (для этого как раз подошел листок с заданием). А затем я начал этот план воплощать :) сразу в чистовик. Уже очень много говорилось о том, что на Writing’е просто не хватит времени на «черновик» и «чистовик» -- в моем случае все так и было -- едва хватило времени, чтобы написать сразу в «чистовик», не говоря уже о переписывании из «черновика»! Также могу сказать, что карандаш и ластик в этом тесте незаменимы :) -- на что бы было похоже мое сочинение, пиши я ручкой -- трудно даже представить!
Эссе сочинялось легко, но вот времени «отъело» порядочно, поэтому на рекомендательное письмо у меня оставалось только 15 минут -- здесь я воспользовался советом Софии -- написал сразу вступление и заключение письма, а вот промежуток лихорадочно заполнял до финального объявления об окончании теста :) -- вроде, получилось неплохо :))).
Speaking.
Принцип, по которому народ распределили на сдачу Speaking для меня остался загадкой :).
Скажу только, что меня должны были пригласить только через полтора часа после начала этой части теста. Зато было время пообедать :).
И еще - мы были в числе последних, кто сдавал Speaking "по-старому" -- как Вы, наверное, уже знаете, с 1 июля 2001 года формат сдачи именно этой части несколько изменился.
На мой взгляд, Speaking -- самая неформальная часть теста :)
Сдававшие должны были ожидать не позже, чем за 5 минут до своего времени, в очень приятной части библиотеки Британского совета -- сразу же после входа в помещение библиотеки Вы проходите мимо круглого стеклянного столика, окруженного мягкими креслами -- вот туда и подходил экзаменатор за очередным кандидатом.
Пока суд да дело, обменивались впечатлениями, секретами подготовки и разными "байками" про IELTS :).
Не думаю, что мое общение с экзаменатором заслуживает отдельного рассказа -- все прошло в строгом соответствии с планом проведения теста. Скажу только, что мне самому показалось, что я его сдал от силы на 5 баллов, и был очень удивлен, увидев оценку "6" в своем официальном сертификате.
Как готовился? Пользуясь случаем :), хочу поблагодарить всех, кто оставил свои впечатления от сдачи теста, советы по подготовке и материалы для подготовки на этом сайте, и, конечно же, Леонида Медведева -- за то, что дал нам возможность всем этим воспользоваться.
Сразу скажу, что мой уровень владения английским языком выдающимся не назовешь -- много читал, но, главным образом, литературу, связанную с компьютерами, слушал передачи BBC и Voice Of America от случая к случаю. Разговаривал только на курсах, а сочинения или письма не писал вообще ни разу (думаю, общение в англоязычных чатах к Writing относится мало :))
Плотно готовиться я стал за 2 месяца до сдачи -- распечатал все, что смог раздобыть по подготовке, и читал по дороге на работу и обратно. Утром, пока завтракал, слушал BBC, таскал с собой плейер, чтобы слушать радио и кассеты в течение дня. Вечером занимался Writing, а по субботам, пока библиотека не перешла на летний режим, ходил в Британский Совет.
Моя подготовка началась с того, что я попробовал сдать несколько тестов из разных книг по подготовке к экзамену -- так я смог оценить свои сильные и слабые стороны -- получилось, что Reading (даже Academic) я могу сдать легко, Listening потребовал немного больше времени, чтобы за него не беспокоиться (держал себя "в форме" слушая радио каждый день :)).
А вот с Writing и Speaking уверенности не было до самого дня сдачи. Поскольку опыта в написании сочинений на английском не было вовсе, то я решил просто "набить руку" -- переписал все примеры, которые были в материалах по подготовке, и сначала пытался воспроизводить их по памяти. Потом, когда появился хоть какой-то опыт, начал самостоятельно писать сочинения по темам из тех же книг. Никуда особо не торопился -- составлял план, искал ключевые слова в словаре, затем писал текст, а в завершение -- считал слова :).
Вот, собственно, и все. Успехов -- всем готовящимся и сдающим!