Прежде о моем уровне языка – простая школа, простой институт и после 10-летнего перерыва 2 года брал уроки у частного преподавателя (не очень напряженно).
Во время подготовки к тесту при самотестировании получалось:
Listening 5-6,
Reading 5-7,
Writing (насколько преподаватель оценивал homework) 6-7.5,
Speaking (насколько я лично сравнивал свой язык с примерами собеседований на CD-ROM) 5.
В результате: 6.5, 6.5, 6, 5
Я сдавал 22.02.02 в Британском Совете в Питере. Но прежде я прошел курсы подготовки к IELTS с 12.01.02 по 20.02.02. Тоесть 6 недель по 2 занятия в неделю по часу. Насколько я понял, курсы бывают каждые 6 недель, ну а тест раз в месяц (все это конечно относится к Питеру). Курсы конечно очень помогли. Стоят они примерно 165$ (вместе с книгой). Вел курсы преподаватель который сертифицирован на прием этого теста. Он знает все об этом тесте и рассказал много важных мелочей. Многие из них конечно описаны в письмах на этом сайте. Прежде всего хочется отметить чем отличается этот тест от других кембриджских тестов. Кембриджские тесты проверяют Ваш уровень английского, IELTS же проверяет Вашу способность «выжить» в англоязычной среде. Тоесть способность улавливать необходимую информацию из предоставленной (это для Reading and Listening). В принципе, прочитав (внимательно) все книги что есть в Британском Совете по IELTS можно вполне обойтись без курсов.
Для любой части одинаковый совет: внимательно читайте задание!
Listening: Прежде всего прийдите за пол часа до экзамена чтоб послушать ВВС или что-то в этом роде чтоб войти в ритм. Во время самого теста старайтесь долго не задумываться над одним вопросом т.к. можно пропустить следующий или что еще хуже потерять ориентацию. Если Вы услышали название улицы и не успеваете ее записать, а уже стали диктовать какие-либо цифры, то лучше переключится на цифры т.к. их труднее запомнить. Ошибки в словах не прощаются там где заполняются важные детали к.-либо формы и т.д., там где диктовалось слово по буквам или если слово действительно простое и широко распространенное. В остальных случаях главное чтоб проверяющий однозначно понял что Вы написали (без грубых ошибок могущих изменить значение и понимание слова). Самое неприятное на мой взгляд когда в Listening много вопросов где нужно вписать слово. Я считаю что для этого нужно уметь быстро и правильно писать. Это можно выработать проводя диктанты с преподавателем и переписывая тексты (конечно самостоятельно).
Reading: Основная проблема этой части это время. Хотя для меня такой проблемы не стояло. Но это не потому что у меня хороший словарный запас. Просто я привык в Интернете или в текстах с технической информацией бегло читать находя нужную мне информацию и понимая основную идею. Главная ошибка это старание вчитываться в каждое предложение пытаясь досконально все перевести.
Стратегия чтения такова: бегло просматривается текст, переводится его название и заголовки чтоб понять о чем он. Далее переходим к вопросам. Если предлагается выбрать заголовки к параграфам, то надо прочитать первые предложения из параграфов и выбрать ответы. Первое предложение каждого параграфа в 99% несет основную идею параграфа. Если есть спорные, то -прочесть весь параграф (опять же бегло). Если же предлогается выбрать какой параграф относится к вопросу, то надо сначала прочесть вопрос. Если встречается сложный вопрос то лучше время много на него не тратить и пропустить его чтоб потом, если останется время, вернуться к нему.
Writing: Если в первых двух частях обязательно нужно писать карандашем, то тут вопрос спорный. Преподаватель даже предлагал писать ручкой. При проверке никто не посмотрит на перечеркнутое слово, букву или предложение - как будто его там нет. Не бойтесь помарок, вставок между строк. Главное чтоб потом можно было прочесть. Можно даже дописать в конце текста то что забыл вставить и указать стрелкой куда в тексте вы хотите этот кусок вставить.
Не забудьте ответить на все вопросы данные в задании (даже если вы написали достаточно слов оценка может быть снижена за это). Параграфы отмечайте отступом. Пишите букву «к» с хвостиком наверху. Так же как и в Reading первое предложение каждого вашего параграфа должно содержать основную его идею. Соответственно не описывайте две идеи в одном параграфе – разбейте на два. Организуйте ваш текст так чтоб читающему легко было следить за ходом ваших мыслей. Кроме того, как правило, во введении в Task 2 достаточно одного предложения отражающего основную идею всего текста.
Несколько раз встречал советы не стесняться и копировать предложения из задания в ваш текст. Ни в коем случае не делайте это (это мнение преподавателя и любого из учебников по IELTS). Даже длинные фразы старайтесь перефразировать, иначе эти слова не будут подсчитаны.
Speaking: Говорите как можно громче и не останавливаясь. В этом разделе оценивается в основном беглость вашего разговора, словарный запас и способность поддерживать разговор на любые темы, ну и уж потом – грамматические ошибки типа пропущенное «the». Вообще темы собеседования и даже вопросы к вам строго записаны, так что преподаватель лишнего не спросит. Как нам обьясняли на курсах – будьте раскованей и говорите погромче и внятней т.к. задача преподавателя правильно провести с вами собеседование и записать его на пленку. От этого зависит его работа. Так что вы не одни будуте нервничать если что-то не будет получаться во время интервью. Вообще-то эта часть теста мое слабое место так что больше посоветовать ничего не могу.
Прочитали? Появились вопросы? Пишите.
Хотя все выше описанное это мое субьективное мнение об экзамене.
Всем удачи! Александр.