Если в вашем распоряжении нет образцов теста, или их всего 1-2,
можно заранее натренировать ряд навыков, которые позволят успешно ответить хотя
бы на часть вопросов.
1.Умение записывать слова с той же скоростью, с
какой они произносятся.
ЦИФРЫ
Упражнение 1
Самое простое
упражнение - попросить кого-то или самому начитать на магнитофон цифры.
Для этого удобно использовать телефонный справочник. Говорить нужно не
слишком медленно. Неправильности произношения в данном случае несущественны,
поскольку отрабатывается умение писать с той же скоростью, с какой человек
говорит. Начинать надо с простых однозначных-двузначных цифр, постепенно
увеличивая число знаков и усложняя задачу.
При записи цифр следует иметь
в виду ряд правил.
- Однозначные и двузначные цифры. Телефонные номера
обычно произносятся по одной цифре. Например.
276938=two seven six nine
three eight.
Если номер 7-8-значный, произносимые цифры разбиваются на
две группы, разделенные небольшой паузой.
Если в телефонном номере много
нулей, он может произноситься так:
979 6000=nine seven nine six
thousand
или так:
979 6000=nine seven nine six triple O (ноль
здесь произносится как О в слове go, zero используется редко)
Часто
используются triple или double, если какие-то цифры в номере повторяются.
444 =triple four
77=double seven
- Цифры с десятичными
знаками. Обычно произносятся со словом point
14.73=fourteen point seventy
three
Когда говорят о ценах, слово point обычно не используется.
$12.45=twelve dollars (and) forty-five (cents)
То, что в
скобках, может быть заменено паузой:
twelve - forty-five
- Дроби
всякие.
За исключением half, quarter & third остальные дроби
оканчиваются на ths
7/8=seven eigths
9/10=nine tenths
Если
в тесте говорят про какие-то части от целого (трети, четверти или проценты), то
очень часто они называют не ту часть, которая является ответом, а ту, которую
нужно отнять от целого, чтобы получить искомый результат.
-
Тысячи
В стандартном варианте тысячи называют так
1500=one
thousand five hundred (обратите внимание, слова thousand & hundred не
используются в этих случаях во мн. числе!)
Но могут называть и
по-другому
1500=fifteen hundred
1123=eleven hundred and twenty
three
- Многозначные цифры
1234567=one million two hundred and
thirty four thousand five hundred sixty seven
Для того, чтобы научиться
записывать такой длинный номер, нужно слушать и записывать только обозначения
цифр, пропуская все million thousand & hundred
Цифры надо писать как
молитву каждый день, пользуясь хотя бы записью собственного голоса. Если вам
удастся поймать живого native, заставьте его почитать цифры на магнитофон, если
не удастся - можно записывать цифры из радиопередач.
Упражнение
2
Первое упражнение можно усложнить, используя для тренировочных записей
более сложные комбинации чисел, букв и обозначений. Для этого составляется
список, моделирующий следующие варианты заданий в тесте Listening:
номера
телефонов, В этом случае может использоваться slash (косая черта) и буквенное
или цифровое обозначение кода города . Полезно записывать международные
номера
номера кредитных и др. карт, В этом случае часто нужно написать
еще вид карты - American Express, Visa, Master Card etc. Для составления
примеров можно взять настоящие номера с банковских карточек
даты
(названия месяцев и их аббревиатуры), Дата в ответе должна быть записана именно
так, как она произносится в тесте, либо в соответствии с правилами 12 December
1999/12 Dec 1999/12.12.1999/December, 12th 1999, название месяца с большой
буквы.
Если у вас слабый английский, нужно отдельно специально
тренироваться записывать названия месяцев в году с тем, чтобы вы могли писать их
не думая, как цифры.
указание времени (A.M.-до полудня P.M.-после
полудня in the afternoon),
указание стоимости (обозначения валюты
пишутся до суммы). Чаще всего они называют стоимость в англ. фунтах или австр.,
канадских или амер. долларах. Посмотрите, как пишутся обозначения этих валют, и
всегда пишите их перед суммой.
Пенсы не имеют множественного числа и в
ответах могут записываться двояким путем:
(Знак фунтов)12.35=12 (pounds)
35 (pence)
БУКВЫ И СЛОВА
Даже если у вас все хорошо с языком, надо
освежить память в отношении наименований букв.
Упражнение 3
Метод
используется тот же, что с цифрами - записываешь на магнитофон собственный или
чужой голос, читающий сначала алфавит, примерно по 2-3 буквы (aai, gje, art
etc), обязательно со сдвоенными буквами, а потом слова.
Перечень букв,
которые начитываются, сначала нужно написать на бумаге, чтобы читать достаточно
быстро. Очень часто путают буквы g j a r w vv
Упражнение 5
После
букв переходят к словам.
Хорошие результаты дает зачитывание названий
лекарств из латинского указателя любого рецептурного справочника. Произношение в
данном случае, как и с цифрами, не имеет такого большого значения, важно
научиться записывать быстро.
Кроме того, нужно попросить кого-то почитать
вам, или надиктовать самому на магнитофон англоязычные географические названия
из англо-русского словаря (вразнобой) и имена (где взять - не
знаю)
Следует помнить, что в адресах принято писать
road -
Rd,
street - St,
Avenue- Av
Упражнение 5
Хорошие
результаты дает запись адресов, цифр, телефонов, имен и географических названий
из радиопередач, т.к. там есть эффект внезапности, и произношение все-таки
настоящее.
2. Умение слышать, не слушая
Именно так мы слушаем
родную речь, и этот навык, как ни странно, поддается тренингу и в отношении
иностранного языка. Для этого есть несколько развивающих
упражнений.
Упражнение 6
Включаешь запись любого английского
текста, потом останавливаешь в произвольном месте и повторяешь вслух, стараясь
копировать интонации и не вдумываясь в смысл произносимого, столько слов,
сколько сможешь воспроизвести.
Смысл упражнения в том, чтобы научиться
запоминать фразы, которые не понимаешь - впоследствии их иногда удается
перевести, а иногда неизвестные слова просто записываются так, как услышал.
Упражнение позволяет преодолеть одну из типичных проблем на Listening -
человек слышит все слова, но не успевает их перевести, а поскольку текст идет
дальше, он мгновенно забывает то, что услышал.
Сначала удается повторить
только 1-2 слова, причем не последних, а каких-то случайных.
Задача в
том, чтобы научиться запоминать хотя бы по одной фразе.
Чтобы усложнить
задачу, можно попросить кого-то неожиданно останавливать
запись.
Повторять вслух нужно так, чтобы копировать интонации, даже если
слова неизвестны, это позволяет привыкнуть к строению английской фразы, очень
улучшает произношение и дает возможность заметить, когда ты что-то
пропускаешь.
Люди, способные к языкам, имеют такой "обезьяний" рефлекс от
природы, прочие же смертные могут его у себя развить.
Вообще это
упражнение очень трудное, несмотря на кажущуюся легкость
исполнения.
Заниматься им стоит как можно регулярнее. Как правило,
подолгу это делать не удается, потому что быстро устаешь.
В качестве
учебного материала можно использовать любые записи, начиная от учебных кассет с
курсами английского, и заканчивая радиопередачами (это сложнее, но эффект
больше).
Упражнение 7
Конспектирование. Задание каждый может
сконструировать для себя сам: слушаешь англоязычную речь определенное количество
времени и одновременно делаешь записи на английском. Полезно конспектировать
всякие публицистические передачи на радио, это позволяет одновременно осваивать
лексику, часто используемую в тесте.
Задача состоит в том, чтобы
научиться писать сокращенные англ. слова с той же скоростью, с какой они их
говорят.
В отличие от предыдущего, очень упорно делать это упражнение,
может быть, не нужно, но несколько раз попробовать стоит.
Упражнение
8
Это упражнение можно делать только вдвоем.
Нужна карта города,
насел. пункта, или схема какого-нибудь места (план санатория)
Один
гражданин по-английски объясняет, как пройти в тот пункт, который он задумал
(пункт он не называет). Используются слова straight ahead, turn to right/left,
pass near, corner, opposite, go along across etc.
Второй должен
определить, какой пункт был задуман.
Задача в том, чтобы привыкнуть
ориентироваться по карте (для большинства людей этот навык требует развития) и
привыкнуть к словам, указывающим направление. Задания с картами в тесте
встречаются очень часто.
Если партнера нет, нужно потренироваться самому
составлять описание маршрута из одного пункта в другой.
Некоторые приемы,
позволяющие повысить эффективность прослушивания.
1. Отвлечение
внимания
Во время прослушивания записей используются всякие отвлекающие
факторы.
Смысл состоит в том, чтобы включить второе полушарие головного
мозга, которое обычно бездействует, когда человек просто учит язык (т.е. зубрит
слова, переводит, читает и пр). Тогда эффективность восприятия может возрасти в
несколько раз.
Отвлекающие факторы действуют индивидуально, подбирать их
нужно самому. Попробуйте разные варианты, посмотрите, какой вам подходит.
Возможны комбинации из нескольких факторов.
А) Для большинства людей
наибольшие результаты дает включение rock-music параллельно со звучанием
английского текста. Тогда очень улучшается запоминание.
Б) Иногда
отвлекающим фактором может быть наличие каких-то зрительных фрагментов перед
глазами в процессе занятий Listening, например, яркого цветового пятна перед
глазами, картинки, или телевизора с выключенным звуком.
В) Еще один
вариант отвлекающего фактора - физические упражнения или любые занятия,
требующие движения, которые делаются в процессе выполнения теста или упражнения
(одновременно с Listening можно одеваться, убирать в комнате, выкладывать узор
из кубиков, собирать рассыпанные спички).
Г) Иногда понимание очень
возрастает, если магнитофон с записью звучит в соседней комнате.
Можно
попробовать слушать с закрытыми глазами или рисовать.
Д) Известен
вариант с одновременным прослушиванием двух записей на двух
магнитофонах.
2. Часы максимальной эффективности.
Если вы
постоянно слушаете плейер с записью английских текстов, то наверняка заметили,
что в определенное время суток ваша эффективность максимальна - т.е. вы
понимаете больше в какие-то часы.
Если вы определили для себя это время,
попробуйте в такие часы делать то, что не получается больше всего.
Если
ваш тест состоится уже скоро, начинайте передвигать часы своего максимального
восприятия на утро (Listening - первое задание - делается 9.15-10.15).
Для этого в часы своего "максимума" ничего трудного не делайте. Тогда
нереализованный потенциал можно будет использовать на следующий день в более
раннее время.
Постепенно его можно сместить на 9 утра.
3.
NLP
Еще один прием из нейролингвистического программирования. Он довольно
простой. Смысл в том, чтобы зафиксировать в подсознании тот момент, когда ему
(подсознанию) нужно сфокусироваться на выполнении упражнений.
Для этого
нужно как-то обозначить время, когда вы наиболее усердно и эффективно
занимаетесь английским:
например, надеть кольцо, или браслет, или
цепочку, или взять какую-то особенную ручку, или любой другой предмет.
Таким образом в вашем подсознании зафиксируется момент "включения"
способностей к восприятию языка.
Предмет нужно отложить, как только вы
закончите занятие,
что для подсознания будет служить сигналом к
"выключению".
Нужно постоянно пользоваться этим предметом или иметь его
при себе
только во время занятий;
это позволит постепенно
выработать соответствующий подсознательный рефлекс.